Рашид Алимов
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, стал серьёзным потрясением для всего мира. В условиях, когда закрытые границы – многомесячная реальность, трудности испытывают все страны, но особенно те, что не имеют выхода к морю. Меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции, включающие в себя ограничения на передвижение людей и товаров, привели к резкому ухудшению социальных и экономических условий в этих странах, которые страдают от ?двойного удара?: географического положения и комбинированных мер изоляции.
Все пять стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) не имеют выхода к морю. Более того, среди центральноазиатской ?пятерки? Казахстан является самым крупным по площади, а Узбекистан – граничит исключительно со странами, также не имеющими выхода в Мировой океан. Если взглянуть на Центральную Азию из космоса, можно увидеть гигантский ?остров?, окруженный заоблачными горными вершинами и голубыми озёрами, бескрайними пустынями и тысячекилометровыми реками, плодородными долинами и жаркими пустынями. До ближайшего морского порта товарам из стран Центральной Азии приходится порою преодолевать путь, превышающий 4 500 км.
Очевидно, что вопрос об обеспечении бесперебойной перевозки товаров в эти страны и из них во все времена стоял остро. Причём, в наши дни речь идёт не только о реакции на сложившуюся ситуацию в условиях коронакризиса, но и на долгосрочную перспективу. Каким же образом страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, находят самый короткий, оптимальный путь к океану мировой торговли?