Взаимодействие на суше, сокращает расстояние до мирового океана
Географическое положение может сдерживать экономический рост, но никак не может определять судьбы стран и региона. В мире немало стран, расположенных у морей и океанов, которые трудно назвать экономически успешными. В тоже время есть примеры далёких от мирового океана стран, которые демонстрируют устойчивый прогресс. В странах Центральной Азии уделяется приоритетное значение развитию национальных транспортных систем, но крепнет осознание необходимости улучшения трансграничной транспортной связи между странами региона. Каждая из них зависит от своих соседей в качестве рынков и транзита своих товаров, следующих на мировые рынки.
За последние четыре года страны Центральной Азии добились ощутимых успехов на всех уровнях планирования, управления и регулирования транспортных перевозок. Оптимизация торговых потоков будет способствовать дальнейшему экономическому росту и развитию региональной торговли, на долю которой в 2019 году приходилось лишь 10,8% совокупного товарооборота в объёме $143,6 млрд. Для сравнения, доля внутрирегиональной торговли стран Европейского союза более 60%; стран АСЕАН – 22,1%. Очевидно, что у стран Центральной Азии большой потенциал для развития торговли внутри региона.
Казахстан, направив на развитие транспортной отрасли в 2015-2019 гг. порядка 5,8 трлн тг. (примерно $13,7 млрд по нынешнему курсу), довел 88% автодорог республиканского значения и 71% местного значения до хорошего и удовлетворительного состояния. В новой Государственной программе ?Нурлы Жол? на 2020-2025 гг. планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге (более $ 13 млрд). В Кыргызстане только в 2019 году на ремонт и строительство 400 км дорог было направлено 14,4 млрд сомов (приблизительно $200 млн). В Таджикистане за период 2013-2020 гг. было построено свыше 1 500 км автодорог и 190 мостов, проложено 50 километров железной дороги, что значительно расширило транзитные возможности страны. В ближайшие семь лет Таджикистан планирует построить ещё 1 500 км автомобильных дорог, соответствующих международным стандартам. В 2015-2019 гг. Узбекистан направил на развитие и модернизацию инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры свыше $1 млрд 580 млн.
Кроме того, страны Центральной Азии оборудовали и открыли десятки пунктов пропуска на своих государственных границах. В частности, Казахстан имеет 3 морских, один речной, 27 железнодорожных и 34 автодорожных КПП; Кыргызстан, соответственно, – 14 автодорожных и 5 железнодорожных пунктов пропуска; Таджикистан – 16 автодорожных, 4 железнодорожных и один речной контрольный пункт; а Узбекистан – 15 автодорожных и 18 железнодорожных пунктов пропуска. От каждого из них зависит не только пограничный и таможенный контроль соответствия грузов, но и, что исключительно важно, скорость их движения.
Развитые транспортные услуги и инфраструктура, а также эффективные институциональные и оперативные режимы транзита в сочетании с безопасным и надежным соединением с внутренними регионами стран-транзита будут способствовать увеличению региональной торговли, а также увеличению доли участия стран региона в глобальных производственно-сбытовых цепочках. Целенаправленная работа на этом направлении дает ощутимые результаты, но многое еще предстоит сделать. Пока же по индексу эффективности логистики Всемирного банка (2018 год) среди стран Центральной Азии наивысший показатель у Казахстана (71 место), далее следует Узбекистан – (99 место), Кыргызстан – (108), Туркменистан – (126) и Таджикистан – (134). Для сравнения, Китай – главный торговый партнёр стран региона, занимает в рейтинге 26 место.
В декабре 2019 года на консультативной встрече в Ташкенте, президенты стран Центральной Азии договорились о создании регионального Совета по транспортным коммуникациям, согласовании Программы и Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии. Взаимодействие Совета и будущего Регионального Центра ООН по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности поможет найти оптимальные решения накопившихся в этой сфере проблем. Такой прагматичный подход нацелен на укрепление транспортной взаимосвязанности и раскрытие транзитного потенциала региона. Формирующаяся с учётом новых реалий транспортная система Центральной Азии призвана обеспечивать слаженные коммуникации внутри региона, а также эффективно обслуживать возрастающие транзитные потоки с использованием создаваемой современной инфраструктуры.
Современный уровень торгово-транспортной взаимосвязанности стран Центральной Азии уступает большинству стран с высокоразвитой логистикой. Предстоит большая совместная работа по интеграции региональных сетей железных дорог, автомобильных магистралей и сухих портов в единую сеть. Однако, уже сегодня оценка действующих планов и стратегий свидетельствует о том, что к 2030 году грузопотоки по некоторым транспортным коридорам возрождённого Шелкового пути могут увеличиться втрое, а экономические возможности – до 50%. Международные транспортные проекты в рамках Инициативы ?Пояс и Путь?, оптимизация внутригосударственных маршрутов и транспортной связности, укрепление регионального и международного сотрудничества в сфере транспорта превращают ?Сердце Азии? в один из ведущих торговых и транспортных перекрёстков в Евразии. Очевидно, что благодаря совместным усилиям странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю, за короткий исторический период удалось сократить расстояния до морских портов и стать неотъемлемой частью мирового океана торговли.
Автор: доктор политических наук, почётный профессор Института Тайхэ, экс-Генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг).