Пояс сотрудничества сокращает Путь к мировому океану
Мощным стимулом для укрепления транспортной взаимосвязанности, строительства новых и реконструкции действующих дорог, стала Инициатива ?Пояс и Путь?. Ее ключевой замысел – в формировании и продвижении новой модели партнёрства на основе двусторонних и многосторонних механизмов развития транспорта и логистики. Инициатива Китая открыла для ее участников дополнительные возможности увеличить свой вклад в мировую торговлю, а странам, не имеющим выход к мировому океану, – сократить время в пути до морских портов. Таджикистан был первым, кто в сентябре 2014 года поддержал Инициативу, которая отвечала его программным целям выхода из транспортного тупика. Все страны Центральной Азии активно включились в процесс совместного продвижения Инициативы, сопрягая ее задачи с национальными стратегиями экономического развития. Взаимосвязанность транспортной инфраструктуры стала одной из ключевых задач, объединивших усилия Китая и стран Центральной Азии в рамках Инициативы. Благодаря согласованным с Китаем планам, мощную поддержку получили проекты развития национальных сухопутных маршрутов, а также строительства международных авто- и железнодорожных магистралей.
Одним из самых первых практических результатов сотрудничества стало открытие в 2014 году казахстанско-китайского терминала в китайском морском порту Ляньюньган, откуда до Роттердама и в обратную сторону через территорию Казахстана пошли грузы, при этом сократив путь более чем на тысячу километров. Образно говоря, благодаря проектам ?Пояса и Пути?, далекая от мирового океана Центральная Азия, в лице Казахстана, стала самым протяженным в мире ?железнодорожным мостом?, соединившим Желтое и Северное моря. Как и во времена Великого Шелкового пути, Центральная Азия вновь возвратила себе роль одного из ключевых транзитных мостов между Китаем, Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Важным звеном формирующейся железнодорожной сети Шелкового пути в Узбекистане стал тоннель ?Камчик? длиной 19,26 километра, пробитый строителями китайской компании China Railway Tunnel Group в рекордные сроки – 900 дней и сданный в эксплуатацию весной 2016 года. В этот же период, но уже осенью 2016 года, в Таджикистане началась эксплуатация участка ?Вахдат – Яван? железной дороги ?Душанбе – Курган-Тюбе?, который проходит через 8 мостов и 5 тоннелей, построенных китайской компанией ?China Railway 19th Bureau group Co Ltd?. В Кыргызстане, при поддержке ЭКСИМ банка Китая, приступили к завершающей стадии строительства альтернативной дороги Север-Юг длиной 430 км, которая в 2022 году станет частью международных транспортных коридоров. В Таджикистане за счёт гранта, предоставленного правительством Китая, планируют осуществить реабилитацию автодорог в городах Куляб и Бохтар, а также провести реконструкцию важного участка автомагистрали Душанбе – Кульма (граница с Китаем). Весьма значимую роль в возрождении Шелкового пути играют также 8 автомобильных и 2 железнодорожных пункта пропуска, соединяющих Китай со странами Центральной Азии – Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.
Возрождение Шелкового пути на новой технологической основе, строительство трансконтинентальных транспортных систем через Центральную Азию не только обеспечили все более активную вовлеченность стран этого региона в товарообмен с Китаем и другими странами мира, но и значительно повысили их роль в мировой торговле. По мере того, как Инициатива продолжает наполняться новым практическим содержанием, все более рельефней становится и формирующаяся на глазах современников новая эволюционная модель транспортно-коммуникационного взаимодействия Китая и стран Центральной Азии. Там, где на пути встречаются бурные реки, строятся современные мосты; там, где путь преграждают неприступные горы, – пробиваются тоннели; там, где это необходимо, – второстепенные дороги стыкуются с магистралями. Как результат, транспортные ?плечи? становятся короче, экономическая привлекательность выше, железнодорожная и автомобильная сети – разветвлённее и гуще, а скорость движения - быстрее и безопаснее.
Объединённая международная транспортная сеть под эгидой ?Пояса и Пути? уже соединила 18 стран Азии и Европы, посередине которых – Центральная Азия. Важно, что в процессе ее формирования активно участвуют не только мощный банковский сектор Китая, но и такие финансовые гиганты, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, другие международные финансовые институты и фонды. С учётом того, что Казахстан и Кыргызстан являются участниками Евразийского экономического союза, сопряжение Инициативы ?Пояс и Путь? и ЕАЭС ожидаемо даст синергетический эффект, в выигрыше от которого будут все, включая страны, расположенные в “Сердце Азии”.
Пандемия COVID-19 не могла не сказаться на реализации инфраструктурных проектов в рамках Инициативы: принятые в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции страновые мероприятия замедлили темпы, но не смогли остановить ход строительных работ на автомобильных и железных дорогах. В их продолжении заинтересованы как Китай, так и страны Центральной Азии. Всё указывает на то, что вслед за вынужденной ?коронапередышкой? стороны предпримут дополнительные усилия для дальнейшего укрепления транспортной взаимосвязанности. Каждая страна Центральной Азии в отдельности и регион в целом нуждается в преодолении пространственных дисбалансов экономического развития. Вот почему заинтересованные страны активно продвигают проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан с дальнейшим ее соединением с дорогами Афганистана, Туркменистана и Ирана. Реализация проекта не только расширит транзитный потенциал стран Центральной Азии, но и обеспечит дополнительные возможности для экспорта их продукции.
Несмотря на затянувшийся кризис, вызванный пандемией, эксперты уверенно прогнозируют дальнейший рост контейнерного грузопотока между Китаем и Европейским союзом через Центральную Азию: с начала 2020 объём перевозок контейнеров уже возрос на 50,1% к 2019 году. Вслед за снятием ограничений, в 2021 году ожидается постепенное увеличение туристического потока. В этой связи, Председатель КНР Си Цзиньпин предложил, не откладывая, сформировать ?экспресс-коридоры? для взаимных поездок и ?зелёные коридоры? для грузоперевозок. Для решения этой задачи, при организации международных транзитных перевозок необходимо скорейшее внедрение цифровых технологий в сфере транспорта, тесное взаимодействие таможенных, фитосанитарных и иных органов. Процесс цифровизации транспорта уже идёт.
В июне 2019 года Таджикистан первым из стран Центральной Азии присоединился к Протоколу об электронной накладной е-CMR. В октябре 2020 Узбекистан стал 29-й страной, ратифицировавшей Дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной перевозки грузов с электронной накладной. В ноябре 2020 года Узбекистан впервые получил груз из Казахстана по процедуре еTIR, участники которой входят в международную систему обмена данными между таможенными органами. Ускоренное внедрение и применение процедуры eTIR во всех странах Центральной Азии позволит упростить процедуры пересечения границ, сократить сроки транспортировки, а также расходы перевозчиков. Важно, что расширяющееся взаимодействие в рамках ШОС и Инициативы ?Пояс и Путь? поддерживается расширением и углублением сотрудничества между самими странами Центральной Азии, которые, наращивая объём инвестиций в улучшение национальных дорог, все большее внимание уделяют внутрирегиональной транспортной связанности.