Евгений Загребнов
12 ноября, ?Жэньминь жибао? онлайн - В Харбине, в районе Даоли, напротив городского концертного зала, стоит старый одноэтажный кирпичный дом. Похожих строений, датированных началом прошлого века, в Харбине много. Но у этого дома особенная история и очень интересный хозяин. Дом принадлежит Николаю Николаевичу Заике, потомку русских эмигрантов, строителей КВЖД.
Николай Николаевич – внук Иосифа Петровича Заики, приехавшего в Харбин из Полтавской губернии. После Великой октябрьской революции, его семья осталась в Китае. Еще в 1905 году дед Николая Николаевича открыл в Харбине колбасный завод, который долгое время имел монополию в городе. Кстати именно этот завод поставлял известному в городе торговому дому купца Чурина колбасу, которую Чурин продавал под своей маркой. Так, занимаясь предпринимательством, семья Николая Николаевича постепенно сколотила состояние, и купила землю в городе, на которой было построено 14 домов. Сейчас во владении семьи остался только этот дом на Торговой улице в районе Даоли.
Небольшой двор, заваленный хозяйственной утварью, похож на любой другой двор перед китайской фанзой. Но войдя в дом понимаешь, что тут живет русская семья. В двух комнатах расположился настоящий музей. Топится дом не китайским каном, как принято в Северо-восточном Китае, а настоящей печкой, с надписью ?КВЖД? на дверце. А на стенах комнат, помимо старой карты Харбина, висит множество старых документов и фотографий. Из мебели мало что сохранилось от той эпохи. Но в этом доме как-то не по-современному уютно, и создается впечатление, что все его хозяева до сих пор здесь, только куда-то вышли…
В последние годы Николай Николаевич редко бывает в Харбине. Из-за проблем со здоровьем и инсульта, который он недавно перенес, его родственники почти заставили его уехать лечиться на его вторую родину – в Австралию, где он жил с 1960-х годов. Но ?русский харбинец? ностальгирует по своему родному городу, и старается как минимум раз в год приезжать в Китай. А пока за его домом присматривают друзья и знакомые.
?Целых 7 лет он пытался вернуть этот дом в свою собственность, с 1996 по 2003 год?, рассказывает Чжан Лиминь (русское имя Наташа), наполовину китаянка, наполовину русская. Сейчас она живет в доме Николая Николаевича. ?В эпоху Культурной революции дом отдали одной китайской семье, и у них было разрешение на длительное проживание в этом доме, за которое они заплатили по тем временам немалые деньги. Чтобы вернуть дом, Николаю пришлось вести длительные переговоры с ними и с властями?.
К счастью у Николая Николаевича были в порядке все документы на собственность, и дом удалось вернуть. А вот уцелевший ангар напротив, некогда принадлежавший колбасной фабрике – вернуть не удалось. ?И дом, и этот ангар входят в список охраняемых архитектурных памятников Харбина?, продолжает Чжан Лиминь. ?Но на амбар, тех документов, которые имелись у Николая, оказалось недостаточно. Так он и стоит пустой?.
Чжан Лиминь родилась прожила всю жизнь в Харбине. Ее мама русская, отец – китаец. Во времена существования в Харбине Советского Генконсульства, ее мама работала там кухаркой. ?Русская община жила здесь одной семьей. Мы вместе ходили в церковь?, вспоминает она. ?Но к сожалению сейчас эмигрантов той волны уже нет в живых. Остались только мы, дети смешанных браков. А какие у них были красивые дома! Помню меня в детстве поразил дом одной женщины, Нины Афанасьевны, на Тунцзянцзе. Там вся мебель была именная, каждый предмет имел свою историю?.
Другие дома, где жили русские эмигранты, не сохранились. Многие из ?русских харбинцев? были одинокими и у них не нашлось наследников. Бывали и случаи, когда после смерти русских эмигрантов, дома передавались государственным структурам. Но даже сейчас, когда из Харбина уехал последний ?русский харбинец?, этот город, по ощущениям, окажется гораздо ближе туристу из России, чем какой-либо другой город в Китае. Как однажды сказал Николай Николаевич Заика, ?Харбин – это намоленное место?. Не зря здесь в одно время стояло два десятка православных церквей. -о-