Автор: Татьяна Григорьева
Чтобы хоть немного понять наших соседей, стоит побывать в провинции.
ОСЕНЬЮ погода на северо-востоке Китая, как и в Приморье, не отличается своим постоянством. Хотя старинная русская пословица гласит, что дождь в дороге – хорошая примета. В этом смог убедиться корреспондент ?В?. Едва наш автобус остановился в поселке Хэндаохэцзы (Муданьцзянский район провинция Хэйлунцзян), ненастье отступило и выглянуло солнце. Иначе и быть не могло, ведь в этом местечке сохранилась русская церковь.
Приют для отдыха измученной душе
Сам храм находится на возвышении, как и полагается по канонам православия, поэтому виден практически со всех сторон, а восточная (алтарная) часть защищена высокими горами. Небольшая тесная улочка ведет к его воротам. У подножия лестницы на массивном камне значится дата – 25 мая 2006 года. Переводчица-китаянка Зоя рассказала, что именно тогда правительство провинции Хэйлунцзян приняло решение о реставрации здания. Госсовет постановил признать его музеем, и теперь жители Поднебесной исполняют взятые обязательства.
На первый взгляд строение не столь грандиозно, как собор в Харбине, но ценность его измеряется не масштабами, и понятна каждому россиянину. В этот объект деревянного зодчества вложена душа строителей тех, которые возводили храм, и, разумеется, тех, кто занимался его восстановлением. А это дорогого стоит.
- Церковь начали поднимать в 1898 году, - рассказал экскурсовод из Поднебесной, историк и краевед Янь Сингуан. – Осуществляемое Россией строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) привело к созданию целого ряда поселений, среди которых значилось и это местечко. В 1902 году его значительно расширили, пристроив приделы. А справа от основного строения появилась деревянная колокольня. Теперь общая площадь застройки составляет 614 квадратных метров, а всей территории – более трех тысяч квадратных метров.
По добротной гранитной лестнице, которая с обеих сторон увенчана массивными цепями, мы поднялись во двор. Из открытых дверей храма не было видно мерцания свечей, и привычно не пахло ладаном и воском, а только ощущался легкий запах краски. Строители уже завершили косметический ремонт снаружи, а внутри они покрасили полы в ярко-коричневый цвет, а стены – в темно-синий. Среднюю часть оставили без изменений, а в приделах поместили экспозиции музея, которая повествует об этапах строительства Великого Сибирского пути. С репродукций снимков той эпохи на нас смотрели россияне и китайцы, висела большая карта-схема Петровского, на которой были обозначены станции, а в соседнем зале выставлены фотографии современного расцвета Поднебесной.
- Этот храм был действующим до той поры, пока россияне не покинули пределов Китая, - продолжил наш гид. – Последний из ваших земляков уехал в 1955 году. С той поры храм пустовал. Сейчас продолжается реконструкция помещений. Старых икон не сохранилось, а их копии помогли создать художники из России.
И хотя иконостас исполнен не в традиционной манере, церковное помещение выглядит достойно. Алтарная часть здания пустует, и только причудливые узоры царских врат напоминают о его действительном предназначении. В храме нет паникадила (большой люстры), зато хорошо сохранились все элементы церковных сводов.
Внутренний дворик от дождя весь в росе. Она сверкает яркими каплями на примятой траве и на цветах. Слева от строения сохранились элементы старой ограды, откуда и открывается вид на здание. Жители Поднебесной неплохо заботятся о церкви. В правом приделе приоткрыта форточка. На минуту мне показалось, что смотритель забыл закрыть ее.
- Чтобы взглянуть на архитектурное сооружение древнего деревянного зодчества, сюда приезжает много туристов из Южной Кореи, Италии и других стран, - продолжил наше путешествие экскурсовод. - А россиян было мало…
По оценке нашего проводника, сегодня это одна из крупных церквей Муданьцзянского городского округа, которая уступает по размерам разве что храму в приграничном городе Суйфэньхэ.
Здесь русский дух
Если тому же туристу интересно все понемногу, то паломнику только те святыни, ради которых он и снимается с насиженных мест и отправляется в далекий путь. Пока таковых здесь не было. Рядом с храмом проходит небольшая улочка, на которой раньше жили наши железнодорожники, которые прокладывали и обслуживали КВЖД. Как нам пояснили, сейчас в деревне нет старожилов, которые могли бы припомнить дела давно минувших дней.
- Благодаря возрождению церкви маленькая деревушка Хэндаохэцзы стала популярной, - рассказал Янь Сингуан.
Сегодня на своеобразном ?Китайском Арбате?, который здесь именуют Старой русской улицей, развернулась большая стройка. Здесь сохранилось 120 зданий постройки начала прошлого века. Решением того же народного правительства страны, в 2006 году они признаны объектами культурного наследия и скоро реставраторы займутся воссозданием внешнего облика русской деревни. Им предстоит выполнить большую работу по отделке фасадов, которые проектировщики разработали в русском стиле, а предприимчивые бизнесмены создадут все необходимое для туристов.
Архитектурный стиль существующих строений сродни нашим историческим уголкам Владивостока, а также многих сел и поселков, которые родились вдоль Транссиба. Хотя частично и их коснулся прогресс.
Мы шли по свежей брусчатке, а переводчица показывала, где разместятся лавочки мастеровых, сувенирные магазины, небольшие гостиницы, рестораны национальной китайской и русской кухонь, то есть того самого традиционного туристического сервиса.
Местные жители патриархального городка были удивлены такому количеству гостей и нацеленных на них телекамер. Многие из них, не привыкшие быть на виду у широкой общественности, смущались, а строители наоборот проявили усердие и работали с большим старанием и энтузиазмом.
Стоит отметить, что все эти объекты культурного наследия, пока обитаемы. Переселение из зоны строительства начнется в ближайшее время, так же как и в нашем городе, где сейчас ведется активное возведение объектов саммита, жильцам будет предоставлена компенсация, либо новые квартиры. Поражают сроки окончания работ. Новая туристическая деревня, созданная в русском стиле, примет своих первых посетителей уже летом следующего года.
Справка ?В?
По плану сооружения Великой Сибирской магистрали, утвержденному в 1892 году, намечалось продление Забайкальской линии, которая должна была идти параллельно Амуру от Сретенска до Хабаровска. Затем родилась новая идея - соединить Сибирскую дорогу с Уссурийской более коротким путем - через Маньчжурию. Китайско-Восточная железная дорога выпрямила магистраль, сократив ее длину на 514 верст (550 километров). В 1896 году Россией был заключен военный союз с Китаем и договор на постройку КВЖД. После получения согласия на прокладку рельсового пути было образовано частное акционерное общество - Правление КВЖД, учредителем которого был Русско-Китайский (Русско-Азиатский – с 1910 г.) банк в Хабаровске. Китайское правительство разрешило Обществу КВЖД построить и эксплуатировать железнодорожные линии: Китайско-Восточную и Южно-Маньчжурскую линии, общей протяженностью 2377 верст (2536 км). Работы начались 28 августа (9 сентября) 1897 года, а открытие рабочего движения состоялось 21 октября (3 ноября) 1901 года. Начало регулярного сообщения началось 1 (14) июля 1903 года.