Пекин, 9 февраля /Синьхуа/ -- Для восьмилетней любительницы музеев Лю Цзыци эти зимние каникулы в Пекине оказались довольно насыщенными, поскольку она составила список для посещения недавно открывшихся в музеях китайской столицы тематических выставок.
Во время семидневных каникул по случаю праздника Весны /с 21 по 27 января с.г./ музеи Пекина посетили 1,01 млн человек, что на 34 проц. больше, чем в подобный праздничный период прошлого года, свидетельствуют данные Пекинского управления по охране культурного наследия.
Как и Лю Цзыци, все больше и больше подростков и молодых людей, некоторые из которых не всегда являются большими поклонниками музеев, предпочитают проводить часть своего досуга в музеях.
КОЛЛАБОРАЦИЯ
"Стало больше тематических выставок и больше совместных выставок. В частности, очень понравилась выставка, организованная Национальным музеем Китая и музеем Гугун", - сказала Лю Цзыци, отвечая на вопрос о самом заметном изменении во время ее последнего посещения музея.
Она имела в виду выставку "Гармоничное сосуществование". Это первая выставка, проведенная совместно двумя музеями за последние годы. На ней представлено более 400 экспонатов, от свитков с изображением древних китайских легенд до копий философских трудов. Здесь подробно рассматривается историческое происхождение понятий "гармония" и "единство", которые уходят корнями в китайскую культуру.
"Весьма поучительная выставка, она расширяет кругозор. Это действительно мощное сотрудничество между двумя музеями", - написал один из пользователей сети на сайте микроблогов Weibo. "После осмотра двух последних экспозиций я понял, в чем суть выставки".
"Совместные выставки, передвижные выставки и выставки в рамках взаимного обмена могут противостоять географическим и пространственным ограничениям и оживить реликвии", - сказал председатель Чжэцзянской музейной ассоциации Янь Хунмин.
Сотрудничество между музеями и художественными организациями также помогает молодому поколению стать ближе к реликвиям, заново переживая стоящие за ними истории.
В ноябре прошлого года музыкально-танцевальная группа воссоздала женскую красоту и общественные обычаи времен династии Тан /618-907 гг./, представив на сцене сюжет картины "Дамы с цветами в волосах", хранящуюся в музее провинции Ляонин /Северо-восточный Китай/.
Музеи обновляют свои форматы, чтобы привлечь больше людей. Названный в честь единорога в китайской мифологии детский мюзикл "Лудуань" является постановкой музея Гугун. На прошлой неделе он был показан на сцене Национального центра исполнительских искусств Китая. Изображения единорога "Лудуань" можно найти во многих местах музея Гугун.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Профессиональный музейный гид Бай Сюэсун, занимающийся своей работой на протяжении более 10 лет в музее Бэйлинь города Сиань /пров. Шэньси, Северо-Западный Китай/, заметил, что все больше посетителей ожидают специализированной информации о тонкостях и деталях, связанных с культурными реликвиями.
Название музея Бэйлинь в переводе с китайского означает "лес каменных стел". Он является обязательным местом посещения для любителей каллиграфии и истории. В Китае многие шедевры великих каллиграфов были высечены на каменных стелах.
"Все больше и больше посетителей стали задавать вопросы, и иногда мы не можем дать ответ", - сказал Бай Сюэсун, добавив, что это свидетельствует об изменении в отношениях между музейными гидами и посетителями - от "преподавания" к интерактивному общению и взаимному обучению.
Новые технологии, включая искусственный интеллект и виртуальную реальность, также позволили музеям в Китае перейти от простого экспонирования артефактов к активному взаимодействию с посетителями.
Молодая посетительница музея Лю Тинтин была в восторге от того, как технологии вернули ее в эпоху славной династии Тан в музее руин дворца Дамин.
"Я увидела керамические украшения крыши дворца династии Тан, а также узнала, как они были установлены, посмотрев цифровые проекции. Я видела силуэты женщин-служанок и примерила их макияж на экране", - сказала она после посещения музея в Сиане. "Это похоже на путешествие во времена династии Тан. Теперь я чувствую себя ближе к истории".
Благодаря многочисленным интерактивным и образовательным мероприятиям для детей, Пекинский музей автомобилей также стал обязательным местом посещения для юных любителей музеев. С 21 января по 5 февраля, в день, когда по всей стране отмечался Праздник фонарей, этот музей посетили более 50 тыс. человек.
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА
По данным Государственного управления по охране культурного наследия КНР /NCHA/, по состоянию на конец 2022 года число музеев в Китае достигло 6 183, что в два раза больше, чем в 2012 году. Только в 2021 году в учетные данные этого ведомства было добавлено 395 новых музеев.
"Для людей интеллектуальная и культурная деятельность постепенно становятся неотъемлемой частью их жизни", - сказал Цзинь Цзянбо, вице-президент Шанхайской академии изящных искусств при Шанхайском университете, объясняя причины такого музейного бума.
Согласно директиве, выпущенной NCHA и восемью другими ведомствами страны в 2021 году, необходимо приложить усилия для интеграции музеев с такими отраслями, как образование, наука и техника, туризм и торговля.
Такая интеграция превращает музеи из простого места общественной культуры и просвещения в комплексы общественных услуг, удовлетворяя потребности молодого поколения, желающего получить разнообразный культурный опыт.
Согласно данным туристического онлайн-агентства Trip.com Group, в первой половине 2022 года большинство пользователей, бронировавших билеты в музеи через его платформу, родились в 1980-х и 1990-х годах, а на долю тех, кто родился между 1995 и 2000 годами, пришлось почти 30 проц. поисковых запросов, связанных с музеями. -0-