24 мая, ?Жэньминь жибао? онлайн -- Только что завершилась встреча лидеров США и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии /АСЕАН/. Президент Соединенных Штатов Джо Байден отправился в первый тур по Азии за время своего президентства. Более того, он принял участие в саммите “Четырехстороннего диалога по безопасности”, куда входят США, Япония, Индия и Австралия. Усиление так называемого “расширенного сдерживания” Соединенных Штатов стало одним из важных вопросов на переговорах между лидерами Соединенных Штатов, Южной Кореи, а также Соединенных Штатов и Японии.
Утром 21 мая атомный авианосец класса “Нимиц” ВМС США “Авраам Линкольн” впервые пришвартовался к военной базе США в японском городе Йокосуке.
В последние годы Соединенные Штаты стали форсировать курс на “перетягивание” на свою сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона /АТР/ с помощью реализации “Индо-Тихоокеанской стратегии”, а также изо всех сил пытались за счет военных союзов сформировать “Азиатско-Тихоокеанскую версию НАТО”. Их различные действия, которые зиждутся на менталитете холодной войны и противодействуют угрозам безопасности путем искусственного создания конфликтов, серьезно угрожают безопасности и стабильности всего АТР. В связи с этим странам АТР необходимо проявлять повышенную бдительность и особую настороженность.
Ускоренные темпы расширения
В апреле этого года в Брюсселе /Бельгия/ состоялась встреча министров иностранных дел стран НАТО, на которой была обсуждена новая стратегическая концепция НАТО. На встречу под предлогом “глобального сотрудничества” впервые были приглашены министры иностранных дел четырех стран АТР, а именно Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. НАТО также недавно поведала о том, что уже пригласила лидеров Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии принять участие в саммите НАТО, который состоится в Мадриде /Испания/ в конце июня. Кроме того, Южная Корея на днях объявила, что вступила в Центр передового опыта совместной киберзащиты НАТО, став первой азиатской страной, присоединившейся к организации.
В последние годы стратегический центр тяжести Соединенных Штатов ускорил свое смещение на восток. Следуя по стопам США, НАТО также непрерывно продолжает расширять свое присутствие в АТР. В 2021 году НАТО сформировала новую стратегическую концепцию “НАТО-2030". Видя в России главного противника и популяризируя идею “китайской угрозы”, она утверждала, что нацелена на уменьшение различий в восприятии угрозы между государствами-членами и укрепление политической интеграции.
Ян Сиюй, научный сотрудник Китайского института международных исследований, в разговоре с журналистами “Жэньминь Жибао” подчеркнул, что США пытаются обрести союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы сформировать полноценную систему альянсов, подобную европейским союзным государствам, то есть создать Азиатско-Тихоокеанскую версию “малого НАТО”. После начала российско-украинского конфликта экспансия НАТО в АТР стала более очевидной. Это окажет влияние на стратегический баланс в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и даже во всем мире.
Настороженное отношение к дилемме безопасности в международных отношениях
Сюй Сюцзюнь, научный сотрудник Института мировой экономики и политики Китайской Академии общественных наук /КАОН/, отметил, что российско-украинский конфликт в отношении безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона дал почву для размышлений: приверженность менталитету холодной войны и опора на военные союзы для обеспечения абсолютной безопасности будут только ухудшать обстановку региональной системы безопасности, а это не сможет эффективно гарантировать собственную безопасность. НАТО всегда строго придерживалась концепции обеспечения собственной абсолютной безопасности, игнорируя неделимость вопросов безопасности.
Ян Сиюй рассказал, что для поддержания прочного мира и всеобщей безопасности в регионе страны АТР должны как следует выполнить два пункта. Во-первых, в то время, когда усиленное расширение НАТО на восток усугубило глобальный стратегический дисбаланс, а мир находится в смятении, страны Азиатско-Тихоокеанского региона должны усилить стратегическую и политическую координацию, придерживаться такого ключевого направления, как экономическое развитие, уменьшить число противоречий в области безопасности и конкурентные риски, а также заложить прочную основу для регионального мира, стабильности и процветания. Во-вторых, странам АТР необходимо укреплять сотрудничество в целях совместного обсуждения и создания всеобъемлющей и устойчивой новой структуры безопасности, подходящей для данного региона. Эта структура должна быть предназначена не для достижения некоторыми странами так называемой “коллективной безопасности”, а для обеспечения общей безопасности всех стран.