Пекин, 8 марта /Синьхуа/ -- Развитие Китая тесно связано с развитием всех других стран, и его приверженность пути мирного развития останется неизменной, заявил в понедельник премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
Тем не менее, ряд западных стран используют любую возможность, чтобы раздуть тему так называемой "китайской угрозы", навешивая на Китай ярлык "стратегического соперника", призывая запретить госзакупки оборудования китайских технокомпаний и все более придирчиво относясь к китайским инвестициям из-за обеспокоенности относительно национальной безопасности.
Почему им так сложно отказаться от антагонистического мышления и смотреть на Китай с меньшим подозрением, почему они не могут нормально принять факт подъема Китая на мировой арене?
В первую очередь это связано с тем, что некоторые люди на Западе не смогли адаптировать свой менталитет, столкнувшись со стремительным развитием Китая.
На протяжении почти всей истории после промышленной революции чрезмерная концентрация экономической и военной силы позволяла Западу доминировать на мировой арене и устанавливать свой международный порядок. Стало привычным, что те, кто обладают большой мощью, и определяют глобальную повестку дня.
Когда Китай стал второй экономикой мира, Запад почувствовал неминуемую угрозу своей гегемонии. Испугавшись, что мир уходит из-под его контроля, Запад изобразил Китай своим главным стратегическим соперником, вследствие чего подозрительность по отношению к Китаю начала необоснованно расти.
Во-вторых, Запад оказался неготовым к тому, чтобы адаптироваться к изменениям, которые повлекла за собой модернизация Китая.
По мере своего развития Китай играет все более значимую роль в мировой экономике и становится все более тесно взаимосвязанным с внешним миром через торговлю и обмены между людьми. В результате этого Китай стал более широко определять свои интересы и более активно включаться в вопросы внешней политики и безопасности. Он также призывает к реформированию глобальной системы управления, чтобы она учитывала интересы всех стран.
Это абсолютно естественный процесс развития, вытекающий из подъема Китая, и его не нужно бояться. Также не нужно интерпретировать это как свидетельство растущей агрессивности Пекина или его амбиций уничтожить существующий международный порядок.
В-третьих, многие на Западе делают слишком большой акцент на идеологической несовместимости Китая с западной системой ценностей, изображая Китай "опасно отличающимся от нас".
По мере своей модернизации Китай продолжает придерживаться своих методов управления и модели развития, и не внедряет, как многие на Западе того ожидали, демократию западного образца.
Что может сделать Запад, чтобы ослабить свою обеспокоенность подъемом Китая?
Можно порекомендовать Западу отказаться от своего устаревшего мышления "игры с нулевой суммой" и осознать, что развитие Китая приносит больше возможностей другим странам, а не угроз.
Например, выдвинутая Китаем инициатива "Пояса и пути" предлагает возможности для сотрудничества и развития всем странам на фоне вялой мировой экономики.
Подход Китая был хорошо принят многими странами, о чем свидетельствует растущая в международном сообществе склонность привлекать Пекин к участию в решении многих вызовов, стоящих перед миром.
Кроме того, Западу следует уважать разнообразие цивилизаций и относиться к другим странам как к равным, вне зависимости от культурных и идеологических отличий.
Вместо того чтобы высказывать недовольства относительно политической системы Китая, Западу следует рассматривать ее в качестве крупнейшего в истории человечества социального эксперимента, нацеленного на поиск идеальной формы управления, и смотреть непредвзятым взглядом на то, как это работает.
Китай придерживается стратегии обоюдного выигрыша в своих отношениях со всеми странами, и его концепция глобального управления предусматривает совместные консультации, общий вклад и общую выгоду. Из истории видно, что Китай всегда придерживался пути мирного развития, никогда не стремился к гегемонии и не занимался экспансией.
Если Запад сможет принять подъем Китая как необратимую тенденцию, он сможет выработать более адекватный подход и более умную политику по отношению к Китаю, что будет выгодным для обеих сторон и мира в целом.