Пекин, 11 мая /Синьхуа/ -- На юго-востоке Пакистана находится город Гвадар. Афзад держит здесь магазин китайских товаров. На 30 кв. метрах есть лапша, соевый соус, консервы, напитки. На полках лежат семечки, колбаса, сушеная говядина и другие продукты.
Немало клиентов Афзада -- местные китайские рабочие, которые строят Китайско-пакистанский экономический коридор. Порт Гвадар находится на южном участке коридора. Раньше это был рыбацкий поселок, но в последние годы сюда пришли инвесторы, и городок начал стремительно меняться.
Вместе со строительством "Пояса и пути" в жизни Афзада и жителей Гвадара произошли кардинальные изменения -- как и везде, где начинается воплощение этой китайской инициативы.
От недопонимания к поддержке
В деревне Кантоне в округе Моунъюа региона Сикайн на севере Мьянмы находится медная шахта Летпадаунг. Местный житель У Пу Маунг рассказывает журналисту о своей жизни, и явно заметно его удовлетворение и оживление. "Сейчас мы каждый день можем смотреть телевизор, включать кондиционер, а раньше об этом и подумать было нельзя", -- говорит он. В Мьянме огромная нехватка электроэнергии, и даже в больших городах часто происходят отключения электричества, не говоря уже о деревне.
Сейчас электричество в деревне есть благодаря китайским инвестициям в Мьянму и масштабному проекту "Ваньбао" /Wanbao Mining Copper Ltd/ по добыче меди в округе Моунъюа на шахте Летпадаунг. До этого местное население не очень представляло, что принесет этот проект, было много недопонимания. Но честность и терпение инвесторов смогли устранить сомнения местных жителей, и проект был успешно запущен.
Сейчас в деревне налажено бесплатное водоснабжение. Проект затронул еще 32 деревни, куда тоже уже провели свет и воду. Деревенская жизнь полностью изменилась. Дома у У Пу Маунга есть телевизор, рисоварка, в спальне висит кондиционер, на кухне холодильник китайской марки. "Китайские электроприборы дешевые и очень удобны в использовании", -- сказал он.
Компания "Ваньбао" помогла и с экономическим развитием деревни, предоставив поддержку и стартовый капитал малым предприятиям, благодаря которым местные жители смогли открыть кирпичный и цементный завод, птицеферму, транспортную компанию.
Также компания открыла бесплатный детский сад и помогла построить госпиталь. Из Янгона была приглашена мобильная медгруппа, чтобы продоставлять медпомощь сельским жителям. По словам У Пу Маунга, в случае необходимости местные обращаются теперь именно к ним. "Это отлично. Даже правительство Мьянмы не смогло сделать этого для нас", -- сказал он.
За эти несколько лет доходы жителей Кантоне значительно возрасли. Медицина, базовая инфраструктура и другие аспекты постепенно улучшаются, люди по-настоящему поняли преимущества, которые принесла деятельность китайской компании. Те, кто сначала был против проекта Летпадаунг, теперь соревнуются, чтобы попасть туда на работу. На одну вакансию на шахте претендуют около ста человек.
От выживания к богатству
В зале Центра общественной безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации Эквадора 52-летний Пабло Кордова рассказывает журналистам о том, как представлял выживших в апрельском землетрясении 2016 года на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином. Получив сердечный привет от председателя КНР Пабло Кордова не мог сдерживать волнение.
16 апреля 2016 года в Эквадоре произошло землетрясение магнитудой 7,8, которое привело к гибели 600 человек и стало серьезнейшим по числу пострадавших землетрясением в Эквадоре за последние 70 лет. П. Кордова находился под обломками 46 часов, и только когда экскаватор поднял лежавшую над мужчиной плиту, его нашли.
П. Кордова увлеченно рассказывал журналистам об установленной китайской компанией Национальной системе управления общественной безопасностью ECU911. "Если бы не она, я точно бы не выжил. Ваша помощь чрезвычайно важна для нас, благодаря ей после землетрясения было спасено много жизней", -- сказал он.
В Эквадоре уже открылись 16 отделений Центра общественной безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации, охватив всю страну. В центре используются китайские технологии и оборудование, и он уже сыграл ключевую роль в устранении последствий землетрясения в прошлом году. "ECU911 очень полезна в нашей стране, где часто происходят землетрясения. Сейчас на всех больших улицах установлены камеры наблюдения, чтобы можно было оказать своевременную помощь", -- сказал П. Кордова.
Китайские технологии спасли жизнь эквадорца П. Кордовы, а для Лотфи Раджае из Туниса стали основой его профессиональной деятельности.
Раньше Л. Раджае был простым тунисским механиком. Чинить механизмы его научил отец, и двадцать лет назад 18-летний Раджае устроился работать на стройплощадку китайской корпорации "Синогидро" /Synohydro Corporation Ltd/. С этого момента и началась его история.
"Китайские механики очень профессиональны. Я учился у одного из них и постепенно сам стал экспертом", -- сказал он, улыбаясь. Методы инженерных расчетов, которым его научили китайские учителя, заложили прочный фундамент его будущей карьеры.
Сегодня бизнес Л. Раджае охватывает строительство недвижимости, муниципальных проектов, торговлю автомобилями и рекламу. В 2015 году его компания и "Синогидро" совместно выиграли конкурс на строительство дамбы на западе страны. Начав как механик, Раджае прошел длинный путь, чтобы в итоге стать партнером "Синогидро".
"Если бы не "Синогидро", я бы не стал тем, кем являюсь сегодня", -- говорит Л. Раджае.
От налаживания связей к взаимной выгоде
Рыбак из Владивостока Максим Кареев уже много лет занимается торговлей морепродуктами, и по его словам, в последние годы все больше и больше морепродуктов идет на продажу в Китай. Объем продаж креветок, омаров, трепангов в северо-восточные провинции Китая и Пекин заметно вырос. Продажа российских морепродуктов в города Китая стала воплощением "китайской мечты" для рыбаков Дальнего Востока.
Владивосток является административным центром Приморского края Дальневосточного федеральнего округа России. Приморский край и Китай разделяет границу протяженностью более тысячи километров, и выдвинутая Китаем инициатива "Пояс и путь" вызвала позитивный отклик местного правительства.
В Приморском крае активно идет строительство двух транспортных коридоров: "Приморье 1" /от порта Находка до провинции Хэйлунцзян/ и "Приморье 2" /от порта Зарубино до провинции Цзилинь/, которые свяжут Азию и Европу, будут способствовать товарообмену и пассажиропотоку, играя важную роль в стимулировании развития экономики.
На КПП "Суйфэньхэ-Пограничный" в пункте ожидания досмотра можно увидеть колонну российских фур, заполненных древесиной, морепродуктами, нефтепродуктами и другими товарами. Из Суйфэньхэ они направятся в различные районы Китая. Водитель фуры Сергей сообщил, что в зимний период он ежедневно делает рейс туда-обратно. Когда погода не очень холодная, можно успеть сделать и два рейса, что позволяет перевезти намного больше товара.
По словам Даулета из Казахстана, который также круглый год занимается перевозками, он не скрывает радости по поводу реконструкции дороги, соединяющей Алматы на юге Казахстана с городом Хоргос на китайско-казахстанской границе.
"Сейчас путь занимает восемь-девять часов, а после реконструкции потребуется всего четыре-пять часов! Хотя я часто бывал на казахстанско-китайской границе, в самом Китае никогда не был. Когда ремонт дороги закончится, я поеду в Синьцзян, ведь мечтаю об этом уже много лет", -- говорит он.
В Алматы много людей солидарны с Даулетом.
Дорога от Алматы до Хоргоса является частью автомагистрали "Западная Европа-Западный Китай" /сокращенно ЗЕ-ЗК/. На востоке автомагистраль берет свое начало в городе Ляньюньган и простирается до российского Санкт-петербурга на западе и соединяется с европейской сетью шоссейных дорог. После завершения строительства время транспортировки товаров из Китая в Европу сократиться с 40 дней по морю до 10 дней по суше, что значительно снизит себестоимость перевозок.
По мере укрепления коммуникаций между Казахстаном и Китаем, жители обеих стран начинают получать от них реальную пользу. Продовольственная корзина простых жителей Алматы становится разнообразней. В ней появляются китайские овощи: душистый лук, пекинская миникапуста, стрелки чеснока, вигна китайская, чечевица, яблоки "Фуши". Ушли в прошлое те дни, когда зимой местные жители могли довольствоваться только белокачанной капустой, картошкой и морковкой. При этом на огромный китайский рынок поступают многие качественные казахстанские продукты: шоколад, пищевое масло, верблюжье молоко, казы /колбаса из конины/, пшеница и пшеничная мука. Все это появляется на столе у простых китайцев и приносит Казахстану солидный доход.