Пекин, 7 мая /Синьхуа/ -- Бай Ин -- китайское имя студентки из Эквадора Тамара Берналь. Этой милой девушке из города Куэнка 26 лет, она учится в Пекинском университете языка и культуры. Такое имя она выбрала, потому что "бай" совпадает с первым слогом ее фамилии, а цветки вишни /"ин"/ -- один из символов Азии. Кроме того, отдельные составные части иероглифа "ин" означают дерево, женщину и ребенка.
Китай -- это одна из четырех древних цивилизаций. Его многогранная и глубокая традиционная культура привлекает множество студентов из-за рубежа, приезжающих, чтобы исполнить свою китайскую мечту. Бай Ин -- одна из них. Но она и не подозревает, что более тысячи лет назад Китай уже переживал наплыв иностранных студентов.
"Не приятно ли встретиться с другом, который возвратился из далеких стран?"
Происхождение самого понятия "студент, обучающийся за границей" связано с Японией. Во времена династий Суй и Тан Китай был мощной державой -- экономическим, политическим и культурным центром Азии. В эпоху Суй в стране начали появляться иностранные студенты, а в эпоху Тан в Китае обучались люди из Аннама, Японии, корейских королевств Корё, Пэкче и Силла и других государств. Больше всего студентов приезжало из Японии.
В то время в Японии шли реформы. Чтобы перенять передовой управленческий и культурный опыт династий Суй и Тан, власти страны неоднократно направляли в Китай делегации, в состав которых входили не только чиновники и корабельщики, но и художники, музыканты, плотники и другие мастеровые, а также студенты.
Среди последних самым известным стал, конечно, Абэ-но Накамаро. Он происходил из влиятельного рода. В 717 году, когда ему не было еще 20 лет, юноша был выбран для обучения в Китае. По прибытии в Чанъань, Абэ-но Накамаро получил разрешение поступить в Государственную академию Гоцзыцзянь -- высшее учебное заведение императорского Китая. После нескольких лет усердных трудов он сдал экзамен на высшую ученую степень цзиньши.
Абэ-но Накамаро /китайское имя -- Чао Хэн/ отличался выдающимся талантом и моральными качествами. Он был прекрасным поэтом, поддерживал тесные связи с такими знаменитыми литераторами, как Ли Бо и Ван Вэй. В 770 году Абэ-но Накамаро уснул вечным сном в городе Чанъань. Потомки высоко оценили его вклад в распространение танской культуры и укрепление китайско-японской дружбы.
Японцы, обучавшиеся в танском Китае, сыграли впоследствии большую роль в развитии политики, экономики, языка, религии в своей стране. Дух скромных и не боявшихся трудностей древних студентов стоит перенять и современным людям.
"Учиться у иностранцев, чтобы взять над ними верх"
В 19 веке из-за закоснелой политики маньчжурского двора Китай опоздал на "скорый поезд" промышленной революции, отстал в развитии и пережил несколько позорных страниц в истории, глубоко запечатлевшихся в памяти народа.
Чтобы сопротивляться вторжению западных стран, ряд чиновников и ученых предложил принцип "учиться у иностранцев, чтобы взять над ними верх". Они считали, что необходимо признать отставание Китая и изучать передовой опыт стран, завершивших промышленную революцию.
После бурных обсуждений первая в новой истории Китая группа студентов отправилась учиться за рубеж -- в США. С 1872 по 1875 годы правительство династии Цин послало за океан 120 человек. Мы называем их студентами, но им было в то время по 12-13 лет, в китайской историографии они известны как "дети, обучавшиеся в США".
Попав в Америку, мальчики быстро преодолели языковой барьер, вписались в местный быт и стали первыми учениками в школах.
Хотя консервативные силы помешали реализации 15-летнего плана по обучению детей за границей, и все студенты были отозваны в Китай и подверглись насмешкам и издевательствам, это не помешало им впоследствии достичь больших успехов в разных областях.
В числе "детей, обучавшихся в США" были отец китайских железных дорог Чжан Тянью, первый премьер-министр Китайской республики Тан Шаои и первый ректор университета Цинхуа Тан Гоань.
Можно сказать, что отправка детей на учебу за границу позволила сломать долгое время преобладавшую в Китае политику изоляционизма и стала символом первого этапа нового открытия Китая для мира.
После начала политики реформ и открытости в КНР в 1970-х годах китайские студенты вновь отправились за рубеж. Изучив передовые иностранные технологии и идеи и вернувшись на родину, они стали движущей силой реформ и открытости и свидетелями китайского "экономического чуда".
"Во мне есть ты, в тебе есть я"
За тридцать с лишним лет политики реформ и открытости мощь Китая возросла и к потоку китайских студентов, отправляющихся за рубеж, прибавился поток иностранных студентов, приезжающих в КНР. Все больше китайских студентов хотят поучиться за границей, одновременно с этим все больше иностранцев, приезжают учиться в Китай, привлеченные перспективами его экономического развития и обаянием уникальной культуры.
Согласно статистике, в 2015 году за рубежом обучалось 1,26 млн граждан КНР, что составило 25 проц от общего числа студентов, получающих образование за пределами своей страны. В тот же период в Китае обучалось 397,6 тыс. иностранцев, что составляло 8 проц от общемирового числа подобных студентов.
В последние годы в мире начался бум изучения китайского языка, большое распространение получили институты Конфуция, предоставляющие соответствующую услугу. По данным Госканцелярии по распространению китайского языка за рубежом /Ханьбань/, к концу 2016 года в 140 странах и территориях мира действовали 512 институтов и 1073 класса Конфуция.
Инициатива "Пояс и путь" была выдвинута в 2013 году, постепенно к ней присоединяется все больше и больше стран, а вслед за этим растет и число иностранных студентов в КНР. Для многих из них китайская инициатива стала платформой для исполнения собственной мечты.
Студентка из Эквадора Бай Ин хотела бы стать дипломатом, чтобы внести свой вклад в развитие отношений между этой южноамериканской страной и Китаем.
"Чтобы стать хорошим дипломатом, нужно изучить язык и культуру разных государств, -- рассуждает она. -- Китай развивается семимильными шагами и является важным торговым партнером Эквадора. В нашей стране все больше людей учат китайский язык. Перед теми, кто его знает, открыто множество возможностей".
Исторический опыт демонстрирует нам, что научные, культурные и образовательные контакты способствуют взаимопониманию между разными странами и их взаимному развитию. Они расширяют кругозор всех народов и позволяют им более инклюзивно подходить к возможностям, открывающимся перед человечеством и вызовам, стоящим перед ним.
Текущий ход развития инициативы "Пояс и путь" позволяет предположить, что в будущем станет еще больше как иностранных студентов, приезжающих в КНР, так и китайских студентов, отправляющихся за рубеж. Они станут передовым отрядом глобального научно-технического и культурного взаимодействия, приложат свои силы к строительству сообщества с единой судьбой для всего человечества. --0--