Запуск первой в истории сотрудничества Евросоюза и России миссии для поиска жизни на Марсе ЕxoМa(chǎn)rs-2016 запланирован на 12.31 мск понедельника с космодрома Байконур на ракете-носителе "Протон-М".
"Основная задача миссии 2016 года — поиск доказательств наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить всему миру присутствие жизни или активности в настоящем или прошлом Марса, а также проверить ключевые технологии для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2018 год", — сообщил РИА Новости представитель госкорпорации "Роскосмос".
Миссия по поиску жизни
Ученые уверены, что метан распадается под влиянием ультрафиолетового солнечного излучения и может существовать примерно 300-600 лет, что очень недолго в геологических масштабах времени. Это означает, что газ, который присутствует на Марсе в настоящее время, не мог быть произведен 4,5 миллиарда лет назад, когда формировались планеты Солнечной системы, поэтому логично попробовать поискать на планете признаки жизни.
Известно, что более 90% метана на Земле вырабатывается живыми организмами. Недавно этот газ был зарегистрирован в районах Марса, прилегающих к северному полушарию, что вызывает у ученых большой интерес, так как он вполне может быть биологического происхождения. Доказано, что на Земле существуют бактерии вида methanogenes, способные производить метан в результате метаболизма глубоко под поверхностью. Ученые предполагают, что ниже слоя вечной мерзлоты на Марсе похожие бактерии тоже вполне способны выжить и произвести метан.
Вместе с тем, у специалистов имеются и другие логичные объяснения присутствия метана. Альтернативная точка зрения состоит в том, что марсианский метан — геологического происхождения и мог получиться вследствие окисления железа, как это происходит на Земле рядом с горячими источниками или около активных вулканов. Обе эти теории имеют право на жизнь и могут быть проверены в ходе двух миссий ExoMars.
"Благодаря реализации второго этапа миссии ExoMars в 2018 году у Европы и России может впервые появиться возможность пробурить почву Марса на два метра в глубину", — уточнил в этой связи глава постоянного представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России Рене Пишель.
Российский вклад
Институт космических исследований (ИКИ) РАН — один из основных создателей уникального спектрометрического комплекса Atmospheric Chemistry Suite (ACS) для изучения химического состава марсианской атмосферы с орбитального аппарата TGO. Научный руководитель комплекса — Олег Кораблев, руководитель отдела физики планет ИКИ РАН.
Комплекс включает в себя четыре прибора: первый из них — Фурье — спектрометр для мониторинга трехмерных полей температуры, в том числе на разных высотах, аэрозолей, картирования и детектирования малых составляющих атмосферы.
Второй прибор представляет собой Эшелле-спектрометр ближнего инфракрасного диапазона и предназначен для мониторинга вертикальных профилей угарного газа и водяного пара, исследования дневного свечения молекулярного кислорода, а также поиска ночных свечений, вызываемых фотохимическими процессами в атмосфере Марса.
Еще один Эшелле-спектрометр среднего инфракрасного диапазона потребовался для измерения метана, отношения дейтерия к водороду, поиска малых составляющих атмосферы и исследования аэрозолей Красной планеты. Четвертый прибор представляет собой сложный блок электроники для сбора научной информации и связи с космическим аппаратом.
Кроме того, на TGO смонтирован российский нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), включающий в себя дозиметрический модуль. Разработчики комплекса — сотрудники Института космических исследований и технологий Болгарской академии наук. Научный руководитель проекта — Игорь Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ РАН.
Прибор предназначен для изучения глобального распределения водяного льда в верхнем слое грунта Марса и радиационной обстановки на орбите. Детектор продолжит исследования, начатые российским прибором ХЕНД на борту аппарата "Марс Одиссей" (Mars Odyssey, NASA), но с более высоким пространственным разрешением.
Программа полета к Красной планете
Согласно расчетам баллистиков, первая фаза миссии займет примерно семь месяцев, и прибыть к Марсу удастся в середине октября. За три дня до вхождения в атмосферу Марса спускаемый модуль Schiaparelli самоизвлечется из орбитального аппарата Orbiter, после чего начнет снижение на поверхность Красной планеты. По расчетам, скорость его вхождения в атмосферу Марса составит около 21 тысячи километров в час. Замедление будет происходить за счет торможения в атмосфере и последующего выброса парашюта, работающего в паре с системой подруливания до самой посадки на поверхность планеты.
С момента отделения до приземления модуль будет поддерживать связь через орбитальный аппарат. ExoMars Orbiter будет сначала вращаться по эллиптической орбите вокруг Марса, а затем, пройдя сквозь атмосферу, перейдет на круговую орбиту высотой около 400 километров для изучения газового состава планеты.
Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами было подписано между Роскосмосом и Европейским космическим агентством (ЕSA) 14 марта 2013 года. Соглашение закрепляет участие России в ExoMars и подразумевает дальнейшие возможные проекты в области исследований Юпитера и Луны.
Соглашение предусматривает полноправное участие российских ученых и инженеров во всех международных научных и техническим группах, которые создаются в рамках ExoMars, а также равные права российских и европейских участников проекта на научные данные. Россия участвует в выведении аппаратов в космос и в научной программе обоих этапов проекта. В России также будет создан объединенный с ESA наземный научный комплекс проекта ExoMars для приема и обработки научной информации.научной информации. (РИА Новости, Александр Ковалёв.)